13 июля 2017

О шахматном языке, успехе и картинке в голове

О шахматном языке, успехе и картинке в голове
109

.

АВТОР: МАРКОСЯН ДАВИД СЕРГЕЕВИЧ, международный гроссмейстер, тренер по шахматам, основатель школы-студии «Победи великана«

Фотография Lena Kap

Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, имеют свой специфический язык. На этом языке происходит общение в шахматном мире, на этом же языке происходит обучение шахматам.

Известно, что знание дополнительных языков делает восприятие и мышление более развитыми. Это также расширяет сознание. Узко специфические языки развивают также образное мышление. Ведь каждое слово или выражение может передавать целую картинку, определенную цепочку событий, явление. Примерно как китайские иероглифы, которые могут передавать целый текст или целую мысль.

Через пару месяцев после начала занятий шахматами я обычно замечаю, что дети начинают активнее и живее выражать свои мысли. Даже те, которые были в самом начале зажатыми и немногословными.

Еще через какое-то время становится заметным, что практически любой рассказ – о школе, об увлечениях, о друзьях или о поездке куда-нибудь – становится намного более красочным, интересным. Исчезают сухость и лаконичность ответов, когда о чем-то спрашиваешь. С большим удовольствием я также отмечаю умение тонко, точно и с оттенками воспринимать каждое слово. Особенно, если это слово имеет отношение к шахматам.

Конечно, люди не из мира шахмат не воспринимают эти слова так же, как понимают их те, кто играет в шахматы. Часто такое точное или буквальное восприятие кажется людям со стороны просто чудачеством или детскостью.

Несколько примеров.

Вывести ферзя и развить ферзя.

«Вывести» и «развить» очень близки по смыслу. Тем не менее, тонкости есть. И желательно их улавливать. «Развить» означает сделать ход, то есть убрать ферзя с первоначальной позиции. «Вывести ферзя» большей частью означает сделать активный ход, включить ферзя в игру более активно.

Снова отмечу, что глаголы очень близкие по смыслу. И с точки зрения русского языка мои интерпретации могут быть не очень корректны. Но тут важно умение улавливать нюансы, не всегда прописанные правилами языка и речи.

Слабый ход и плохой ход.

Эти понятия могут передавать один и тот же смысл, то есть ход, ведущий к проигрышу или к резкому ухудшению позиции. Но все же разница между ними есть.

«Плохой ход» означает чаще всего грубую ошибку или же явный просмотр. «Слабый ход» больше означает промедление, не самое лучшее продолжение (ход) или же ход, упускающий преимущество (или равенство).

Пассивно расположенная фигура и плохо расположенная фигура.

В этом примере разница между «пассивно» и «плохо» более явственная. Пассивно стоящая фигура означает фигуру, недостаточно принимающую участие в игре. Плохо расположенная фигура чаще всего означает невозможность в ближайшем будущем улучшить положение этой фигуры и отсутствие для нее перспектив. «Плохо стоящая фигура» звучит как приговор, тогда как «пассивно расположенная фигура» звучит как замечание ученику во время урока.

Когда приходит новый ученик, не очень хорошо знакомый с тонкостями шахматного языка, костяк группы активно его «учит» и исправляет ошибки. Со стороны это выглядит очень забавно и наблюдать за этим процессом обучения — одно удовольствие!

Новые ученики очень быстро подтягиваются от такого обучения. Должен отметить, что существует один характерный момент у детей, которым трудно даются шахматы. Это именно неумение улавливать нюансы, оттенки слов и выражений. Со слабо развитым образным мышлением определенные понятия в шахматах воспринять будет невозможно. Или же понимание будет чисто «математическим».

Недостаточно понимать что-то «на слух». Очень важно, чтобы понимание сопровождалось картинкой в голове. Желательно — яркой картинкой.

Очень долгое время в Советском Союзе было негласное правило, по которому высокий разряд в шахматах не ценился и не котировался, если обладатель разряда не был способен передать свои знания другим. Это был своеобразный «тест» на полноценное владение предметом. Ведь без яркой картинки в голове и образного мышления невозможно было передать знания, особенно знания абстрактные.

Когда такая картинка присутствует в голове – существует связь между головой и руками. Сигналы из головы легко улавливаются и легко же осуществляются руками. Говоря иначе, знания превращаются в навыки и умения. Очень часто дети месяцами и годами решают задачки, овладевают теоретическими знаниями, но вот осуществить их за доской «руками» совершенно не в состоянии. Чаще всего такое происходит, когда дети учатся шахматам дома.

Шахматы недостаточно только изучать. Обязательно в шахматах и уметь. Есть известная шутка про различие между перворазрядником и гроссмейстером в шахматах. Различие в том, что гроссмейстер играет руками, а перворазрядник головой. Это означает, что долгие часы занятий у гроссмейстера перешли в технику, и руки знают, что творят. Как и у хорошего музыканта.

Тогда как у перворазрядника не хватает ни опыта, ни достаточных навыков. Соответственно, нет и уверенности. И именно поэтому руки «делать» не могут – приходится включать постоянно голову, напрягаться и уставать. Как это не странно, хорошую концентрацию внимания обеспечивают именно руки, но никак не голова. Более того, голова часто является признаком неуверенности.

Голова нужна прежде всего для ситуаций незнакомых, новых, неожиданных. Именно в такие моменты голова и должна включаться. Умение распознать такие моменты и включиться вовремя и отличает «хорошую» голову. Голова считывает новую информацию и обеспечивает ощущения.

Из этих ощущений складывается картинка. Чем четче считывает информацию голова и чем больше ощущений – тем насыщеннее, ярче, красочнее будет картинка. Костяк будущего знания.

Если же голова видит и слышит одну и ту же информацию длительное время и картинка не образуется – руки не получают необходимой информации для деятельности, теория не переходит в практическое умение, а знание не превращается в опыт. А самое печальное то, что в голове не образуется место для новых впечатлений, для новой информации и для нового знания. Создается патовая ситуация – еще одно шахматное выражение, означающее тупик.

Если родители ребенка способны воспринять эту информацию и знают, что нужно делать – тогда ситуация достаточно быстро исправляется. Если же родители не хотят принимать эту информацию, признавать ее наличие или же не знают, что делать с подобной проблемой – решить одними шахматами эту проблему невозможно.

Нужно общение, активное общение с ребенком.

Помогают также чтение художественной литературы, образные примеры, общение, способное вызывать яркие картинки и образы. Также очень помогают яркие аналогии. Можно долго рассказывать ребенку про то, что ферзь ценнее ладьи или коня. Но намного важнее продемонстрировать возможности ферзя в игре и эти возможности сопроводить яркими и красочными комментариями.

Также важно научить сравнивать и делать выводы по результатам сравнения. Эти выводы очень важно научить переносить в практическую сферу. Потому что бывает и другая крайность. Ребенок рассказывает и описывает все взрослым языком, но на практике беспомощен. Все по той же причине. Слова не подкреплены собственными ощущениями, собственными мыслями.

Нет картинки. Слова есть, но они «пустые», без внутреннего содержания.

В итоге голова говорит, но руки не ведают, что творить. Без картинки в голове рукам непонятно – что выполнять и к какой картинке стремиться.

Несколько лет назад ко мне попал малыш 6 лет. Очень смышленый мальчик, рос не по дням, а по часам. Шахматы ему очень нравились, не боялся проигрышей. Закончив партию, тут же просил сыграть следующую. Как-то попробовал ему объяснить какой-то прием на примере одного из сказочных героев. К моему огромному удивлению, мальчик ничего не знал об этом сказочном персонаже. На всякий случай спросил про других героев сказок. Оказалось, что за 6 лет ему не прочитали ни одной сказки. Поверить в это сложно, но тем не менее, это было так.

Следующие занятия мы посвятили сказкам.

Малыш слушал, разинув рот. Менялось выражение глаз, менялось восприятие. Как это не смешно, но знакомство со сказочными персонажами научило его думать и лучше себя контролировать за игрой. Затем пришли призовые места в турнирах, выполненные разряды. Это еще одно подтверждение необходимости картинок в голове.

Часто спортсмен не может добиться большего исключительно из-за низкого общего уровня или же ограниченности, ограниченного восприятия. «Метод» картинок и повышение общей информированности очень хорошо справляются с этими проблемами.