27 апреля 2018

Про козлика, ёжика и медвежонка: сказки, которые спасут мир!

Про козлика, ёжика и медвежонка: сказки, которые спасут мир!
263
фото

АВТОР: АННА ФЕДУЛОВА

ФОТОГРАФИЯ НА ПРЕВЬЮ: КСЕНИЯ КУЗЬМИНА

Фотографии в тексте: из архива автора

 

Многие не понимают, как можно будучи взрослым человеком, читать подобные книги. Но именно такие книги как раз и надо читать, будучи взрослым, чтобы осознанно оценить всю их прелесть и запустить в своё остывшее сердце немного доброты

 

«Про Козлика и Ослика», Эмма Мошковская

Эмма Мошковская писала для детей так, как никто другой, потому что сама видела этот мир детскими глазами. Ее уникальный талант — сохранение детскости во взрослом состоянии — помогал отразить то, что она видела и понимала. В одном из интервью газете «Московский комсомолец» Эмма Эфраимовна сказала: «Я никогда не была взрослым автором. Если я пишу лишь детские стихи, это значит, что где-то в своем детстве я не доиграла. И когда пишу для детей, то пишу и для себя тоже…»

Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у неё в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живёт певчая птица. Она и в обычном, буквальном, смысле слова любила петь. У неё был красивый голос, и образование у неё было музыкальное. Но постепенно птица эта запела по-новому. У неё стали рождаться весёлые и печальные, забавные и смешные сказочные стихи. Сказки эти были адресованы детям».

 

При всём при этом, пела Эмма Мошковская исключительно своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. Открыв любую из её книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего детского автора, который отлично понимает, как живёт и чувствует маленький человек.

«Мне будет тепло, — подумал Козлик, — если я надену курточку. И он надел курточку.
Мне будет тепло, потому что на мне курточка! Но курточке.. — подумал Козлик, — но курточке будет холодно! И он надел на курточку кофточку.
Мне будет тепло, курточке будет тепло! Но кофточке.. но кофточке будет холодно! — подумал Козлик. И он надел на кофточку кацавеечку.
Мне будет тепло, курточке будет тепло, кофточке будет тепло! Но кацавеечке.. А.. но кацавеечке будет холодно! — подумал Козлик. И надел на кацавеечку шубу.
Мне будет тепло, курточке будет тепло, кофточке будет тепло, кацавеечке будет тепло! Но шубе.. но шубе будет холодно! — подумал Козлик. И накинул на шубу одеяло.
Мне будет тепло, курточке будет тепло, кофточке будет тепло, кацавеечке будет тепло, шубе будет тепло! Но одеялу.. но ватному одеялу, бедному теплому ватному одеялу! — закряхтел Козлик, и упал на пол, и никуда-никуда-никуда не пошёл.»

 
«Правда, мы будем всегда?», Сергей Козлов

Сергей Козлов — уникальное явление в отечественной литературе. Самый добрый сказочник советской эпохи. Не случайно именно по его произведению снят получивший мировое признание мультфильм гениального Норштейна. Мир сказок Сергея Козлова — это маленькая вселенная. И даже если бы он больше ничего не создал, кроме «Ежика в тумане», всё равно бы оставил очень ощутимый след в детской литературе. Но, к счастью, у нас есть целый набор прекрасных, философско-лирических, уютных и трогательных сказок про Ежика, Зайца, Медвежонка, Ослика и их соседей по волшебному лесу, почти каждая из которых — отдельный шедевр. Значительная их часть и собрана в этой книге.

— Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
— Слушал.
— И что?
— А ничего. Тихо.
— А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
— Приведи пример, — попросил Ежик.
— Ну, например, гром, — сказал Медвежонок.

 

***

— А вот и ты! — сказал Медвежонок, однажды проснувшись и увидев на своем крыльце Ежика.
— Я.
— Где же ты был?
— Меня очень долго не было, — сказал Ежик.
— Когда пропадаешь, надо заранее предупреждать своих друзей.

***

После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили.
— Как хорошо, что ты нашелся, — сказал Медвежонок.

— Я пришел.

— Ты представляешь, если бы тебя совсем не было?

— Вот я и пришел.

— Где же ты был?

— А меня не было, — сказал Ежик.

***

— Правда, мы будем всегда?

— Правда.

— Правда, мы никогда не расстанемся?

— Конечно.

— Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?

— Так не может быть!

— А как может? Как сделать, чтобы быть вечно?

— Послушай, — сказал он Медвежонку, — ты не бойся. Ты весной вырастешь снова. — Как деревце?

— Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю.

— А ты не забудешь?

— Что ты!

— Не забудь, — попросил Медвежонок.

 

«В медвежачий час», Геннадий Цыферов

 

Человеком, сближающим далекие понятия по внешнему сходству и по созвучию, писателем, заставляющим своих героев по незнанию делать абсурдные, внешне алогичные действия, немного философом, и еще художником, живущим в мире ярких, красочных сочетаний, зарекомендовал себя волшебный сказочник Геннадий Цыферов.

Со временем дар видения может исчезнуть, может и обостриться, если рядом с ребенком будет взрослый, не разучившийся удивляться. Писатель Геннадий Цыферов как раз и относится к таким людям, которые не устают удивляться окружающему миру.

Геннадий Михайлович написал сценарии к 25 мультипликационным фильмам, на которых уже выросло не одно поколение детей. Соавтором Геннадия Цыферова в мультипликации был сам Генрих Сапгир.

«Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил «всё приходит», а другой«всё уходит».

Просыпался утром медведь и радовался:

Смотри, пришло утро!

Ну да, — плакал ослик, — ведь ушла ночь.

И днём было так же. Опять медведь кричал:

День явился!

И снова плакал ослик:

Ну да, ведь ушло утро.

А однажды было вот что. К ним в гости пришёл слон.

Смотри, смотри! — заорал Мишка. — К нам пришёл слон!

Ну да, — заплакал ослик, — ведь он ушёл из дома.»