6 мая 2018

Основы светской этики

Основы светской этики
197

АВТОР: ЕЛЕНА БЕЛОВА, МАМА И АВТОР КНИГИ МАТЬ-ЕХИДНА ЛУЧШЕ ВСЕХ. ЗАПИСКИ УБОРЩИЦЫ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛКИ

ФОТОГРАФИЯ ALICJA BRODOWICZ

В дочкином расписании во втором учебном полугодии появился новый предмет – основы религиозной культуры и светской этики. Этот курс, по сведениям разработчиков, включает в себя несколько модулей.

Мне сразу очень, очень понравилось использование этого сочного, красивого и довольно-таки странно звучащего термина в контексте школьной программы. Модуль! Звонкое динамичное слово, обнажающее прогрессивные тенденции, внезапно проклюнувшиеся в отечественном образовании. Всего таких модулей предполагается шесть: это основы православия, буддизма, иудаизма, ислама, мировых религиозных культур и светской этики.

Свой модуль – ах, что за слово, просто конфетка! — ребёнок имеет право вместе с родителями выбирать на собственный вкус и цвет. Ещё за пару месяцев до Нового года дочка принесла из школы бланк заявления, в котором требовалась галочкой отметить выбранный к изучению модуль.

Что касается меня, то лично я без колебаний предпочла бы всему прочему основы буддизма. Буддизм – это моя тайная сокровенная страсть. В прошлом году я принимала участие в выпуске в свет философской рукописи на тему создания искусственных идеологий, в которой сияющий и дразнящий неискушённое читательское воображение прекрасный мир буддизма предстал во всей наличествующей красе. А какие магические слова населяют этот божественный мир: сансара, нирвана, сатори!

Я деликатно намекнула дочке на возможность приобщения к медитативным и, не исключено, что и к духовно-эзотерическим прелестям буддизма, но не встретила её поддержки. Не желая мучить ребёнка сложным выбором между непонятными для него дисциплинами, я предложила сделать хитрый ход: проголосовать за тот модуль, который предпочтут её подружки, чтобы потом вместе разбираться в непростых лабиринтах неведомых наук. Так мы и поступили: дочка в школе отметила предмет, предпочтённый Лизой, Катей и Женей. Правда, какой именно – я узнала только в начала наступившей третьей четверти: основы светской этики.

На родительском классном собрании о новом учебном курсе рассказали скупо, сделав акцент на его воспитательное-нравственное значение. Для себя я пока выделила ряд очевидных плюсов этого предмета:

— он временно заменит собой школьный курс жутких ортодоксальных Истоков;

— по нему не будут выставляться оценки;

— по нему нет домашнего задания;

— информация, преподносимая на нём, не калечит детскую психику.

Минусом можно считать то, что учебник по предмету выдают только в классе, и его нельзя приносить домой. Я обдумываю возможность посетить школу и попросить учительницу показать мне сей фолиант с целью сделать его беглый идеологический анализ.

Годы, проведённые дочкой в школе, научили меня не доверяться школьным учебникам, в особенности — рекомендованным Минобразования РФ. Не позднее как в выходной я в качестве анекдота рассказывала подруге историю о последней домашней работе четвероклассницы по окружающему миру: вспомни, какие системы летоисчисления использовались в Древнем Египте и Древнем Риме. Это задание завершало параграф о древних цивилизациях, в котором ни словом не говорилось о системах летоисчисления. Я поняла, что здесь ключевой дефиницией служит глагол «вспомни» — вероятно, авторы учебника надеются, что юные создания ещё не позабыли свои предыдущие пра-рождения и прежние жизни, в том числе и во времена Древнего Египта и Древнего Рима.

Вот что меня изумляет и восхищает своей монументальной незыблемостью, железобетонной уверенностью в себе и даже вызывает странное досадное чувство в глубине мятущейся души, чем-то похожее на банальную зависть, – это школьные учебники и их составители. Наивный ребёнок в соответствии со школьной программой одновременно изучает по разным предметам одну и ту же тему – происхождение жизни на земле, — рассмотренную с абсолютно разных сторон и политую совершенно разным ментальным соусом. Причём каждый предмет преподносит именно собственное видение проблемы как непреклонную истину в последней инстанции без извинительных и сиюмодных оговорок «согласно последним научным достижениям» или «как предполагается в святом писании».

Эволюционное или божественное происхождение имеет человек? Думаю, на этот вопрос нет однозначно правильного ответа ни у кого: ни у прогрессивных учёных, ни у мудрых и дальновидных священнослужителей, не желающих растерять свой образованный электорат.

Ни у кого, кроме школьных учебников моего ребёнка.