7 апреля 2020

Список фильмов, с которых стоит начать знакомство с хорошим кино

Не сошла ли я с ума и зачем необходимо с самого детства смотреть другое, авторское кино?
Список  фильмов, с которых стоит начать знакомство с хорошим кино
3603
текст

Сценарист, фотограф и любитель кино 

В моменты тревоги и напряжения все мы действуем по-разному. Одни концентрируют все внимание на объекте тревоги, постоянно думают о проблеме. Другие же пытаются отвлечься и превратить волнение во что-то позитивное, посвящают время спорту или искусству. Люди рисуют, поют, танцуют, шутят. В Facebook, например, появилась группа Изоизоляция, которая в считанные дни стала невероятно популярной, сейчас в ней 257 тысяч человек. Участники создают живые инсталляции, копирующие известные произведения искусства. И это, пожалуй, самая позитивная группа из появившихся во время эпидемии. Поразительно, насколько целительным оказалось сочетание юмора и искусства. Именно поэтому мы считаем, что разговор об искусстве - всегда к месту. И сегодня мы поговорим о кино. Сценарист, фотограф и ведущая курса о кино Эльвира Ассанова составила для вас список прекрасных фильмов, с которых стоит начать знакомство с авторским кино. И объяснила, зачем, собственно, грузить себя сложным, скучным, медленным.  Мало ли чудесных, ярких, веселых фильмов, которые вызывают эмоции и так нравятся детям? Стоит ли продираться сквозь дебри авторского кино? Спойлер: конечно, стоит. Точно так же, как стоит видеть жизнь во всех её проявлениях, а не смотреть на неё сквозь розовые очки: знать про бедность и болезни, про неудачи и поражения, про то, что мир не черно-белый. Про то, что хорошие люди иногда ошибаются и совершают плохие поступки, в мире не бывает супер-героев и абсолютных злодеев. И что жизнь наша - не написанный кем-то сценарий, а путь, идя по которому, нам постоянно приходится принимать решения. Наверное, жить в таком мире немного сложнее, чем в стране фей, но в то же время, интереснее. Смотреть авторское кино в любом возрасте - это возможность побыть наедине с собой настоящим, вместо виртуального полусна в обнимку с фейсбучиком.



Когда родился мой сын, я с нетерпением ждала момента, когда мы сможем вместе смотреть кино, которое нравилось мне. Составила первую программу и где-то в полтора года начала его приобщать к великому. В моей программе были работы гениального русского мультипликатора Владислава Старевича, черно-белые диснеевские мультфильмы про Кролика Овальда и Мики-Мауса, мультсериал «Колыбельные Мира» и «Гора самоцветов», Лотте Райнигер с его прекрансыми работами в технике театра теней, мир Юрия Норнштейна, Чарли Чаплин и Бартон Китон и т.д. А потом в мир Лео вошел другой киноязык, который отвечал современному темпу и техникам исполнения. Мой план провалился. Чаплин вместе со Старевичем отошли на второй план и пока ожидают нового открытия.

Не сошла ли я с ума и зачем необходимо с самого детства смотреть другое, авторское кино? Как бы сложились отношения Лео с кино, если бы я действовала максимально радикально, и он бы продолжал смотреть только то, что было в моей программе? Честно, не знаю. Может быть, в какой-то момент он узнал о существовании Человека-Паука, и как ребёнок из анекдота, которому мама не давала сладкого, открыл, что «каша бывает сладкой», и разлюбил бы всех вместе взятых Ёжиков и Медвежонков навеки вечные. Неизвестно.

Однако я продолжаю надеется, что со временем смогу вернуть в мир сына арт-хаусное, авторское кино. Зачем?

Начнём с самого главного. Истории. В авторском курсе «Искусство сторителлинга» Студии Pixar* здорово сформулирована движущая сила истории. Это вопрос: «Что дальше?». Когда мы смотрим кино, снятое по классическим законам драматургии с завязкой-развитием-финалом, то находимся в несколько тревожном состоянии и постоянно задаемся вопросом: «Что будет дальше?». Безусловно, мы получаем удовольствие от созданного мира, от классных шуток или же трюков, от игры актёров, но мы с трудом можем представить, что просидим весь фильм, наблюдая, как Человек-Паук без всякой цели прыгает с одного здания на другое. В какой-то момент это нам просто наскучит.

И с одной стороны, история и её развитие — это прекрасно, но к сожалению, в коммерческом кинематографе набор допустимых финалов ограничен законами жанра. Мелодрама. Золушка выходит замуж на хорошего Принца, Золушка узнает, что Принц — негодяй, и выходит замуж на хорошего парня, Золушке не нужен ни Принц, ни хороший парень, она хочет путешествовать и делать карьеру. Киноиндустрии, которая призвана доставлять удовольствие и оправдывать зрительские ожидания, не нужен финал, в котором Золушка выходит замуж за Принца-негодяя и от горя начинает пить. При всей моей любви к мультфильму «Немо», мы не можем допустить, что отец не найдёт своего сына. А вот режиссёр Габор Чупо в экранизации по книге «Мост в Терабитию» позволяет себе смерть девочки в финале фильма. Я помню, как будучи уже взрослым человеком, рыдала и проклинала автора за такую бесчеловечную развязку. Но, к сожалению, такие варианты тоже нужны. Жизнь не ограничена 4-5 схемами счастливых финалов. Она многообразна. Вот тут и возникает потребность в других мирах, схемах, которые и создают режиссёры-авторы. Они позволяют нам посмотреть на мир, прочувствовать его в ином эмоциональном и интеллектуальном ракурсе. Они выстраивают с нами диалог, чтобы рассказать о неудобных, болезненных сторонах жизни, с которыми в реальности мы постоянно сталкиваемся. Родители не находят своих детей, люди теряют любовь, жестокость наказывается вечной памятью, Чучело превращается в героя, а красавец в подонка.

Нужен ли нам такой опыт? И к чему он нам? Любой фильм от самого примитивного до самого сложного основан на широком спектре переживаниях человека, и эмоциональных, и этических и интеллектуальных. Если бы мы могли вершить злодейства, ошибаться и не страдать, и не заставлять страдать других, вероятно и не рождались бы истории. Знакомясь с историями разных людей из других эпох, стран, мы учимся чувствовать и переживать те жизненные ситуации, с которыми сами никогда еще не сталкивались. Я надеюсь, что перед нами никогда не встанет вопрос: «Какого спасти - ребёнка или мужа?» Но задать такой вопрос самому себе во время просмотра — погрузиться в мир своих ценностей. Вот Джордж из Джунглей, чтобы выразить свою влюбленность, скачет возле костра в течение 2 секунд, снятых двумя планами, а вот Амели с Монмартра, влюбившись, видит мир в сказочном свете в течение одной минуты экранного времени. Как вы будете переживать влюбленность? Как будете действовать, если поймете, что вас предали? Ценность хорошего кино заключается в том, что оно ставит вопросы, побуждает вас вступить в диалог с самим собой, а иногда позволяет найти рецепты.

Что же еще? Воображение требует средств выражения. Вот вам пример из мультипликации. Гарри Бардин создаёт с помощью пластилина и кукол, Александр Петров рисует на стекле масляными красками кистью и пальцами, Юрий Норштейн использует многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок, японец Хаяо Миадзаки продолжает работать с технике рисованной анимации, в то время, когда мир этого искусства, вытесняется компьютерными технологиями. Возможно, изучив все эти методы, вы откроете свой язык творческого выражения.

С чего начать? Начните с того, что вас интересует. Если вы спите и видите вампиров, изучите, что снимали на эту тему в течение короткой истории кинематографа. Так вы придете к истокам и познакомитесь с немецким экспрессионизмом.

Помогите себе информацией о создании фильма, почитайте дневники или записные книжки режиссеров, увлекательное чтение. Так вы научитесь видеть то, на что до этого не обращали внимание. Можно посмотреть документальные фильмы об истории создания фильмов. 


Список фильмов, с которых стоит начать знакомство с авторским кино:

    1. «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей»(1913), «Рейнеке-лис», (1937), Владислав Старевич, СССР, Франция
    2. «Умирающий лебедь», 1917, Евгений Бауэр, СССР
    3. «Третья Мещанская», 1927, Абрам Ромм, СССР
    4. «Потомок Чингисхана», 1928, Всеволод Пудовкин, СССР
    5. «Иван Грозный», 1944, Сергей Эйзенштейн, СССР
    6. «Малыш» (1921), «Золотая Лихорадка» (1925), Чарли Чаплин, США
    7. «Кинг Конг», 1933, Мериан Купер и Эрнест Шодсак, США
    8. «Ноль за поведе́ние», 1933, Жан Виго, Франция
    9. «Гражданин Кейн» (1941), «Леди из Шанхая» (1947), Орсон Уэллс, США
    10. «Рим в 11 часов», 1952, Джузе́ппе Де Са́нтис, Италия
    11. «Умберто Д» (1952), «Брак по-итальянски» (1964), Витторио Де Сика, Италия
    12. «Дорога» (1954), «8 ½» (1963), «Амаркорд» (1973), Федерико Феллини, Италия
    13. «Летят Журавли», 1957, Михаил Калатозов, СССР
    14. «Тени», 1959, Джон Кассаветис, США
    15. «Окно во двор», 1959, Альфред Хичкок, США
    16. «Четыреста ударов», 1959, Франсуа Трюффо
    17. «Приключение» (1960), «Фотоувеличение» (1966), Микеланджело Антониони, Италия
    18. На последнем дыхании, 1960, Жан-Люк Годар, Франция
    19. «Апрель» (1961), «Фавориты Луны» (1984), «И стал свет» (1989), Отар Иоселиани, Грузия, Франция
    20. «Иваново детство» 1962, «Зеркало» 1975, Андрей Тарковский, СССР
    21. «Обгон», 1962, Дино Ризи, Италия
    22. «Убить Пересмешника», 1962, Роберт Маллиган, США
    23. «Тени забытых предков», 1965, Сергей Параджанов, СССР
    24. «Мужчина и женщина», 1966, Клод Лилуш, Франция
    25. «Персона», 1966, Ингмар Бергман, Швеция
    26. «В огне брода нет», 1967, Глеб Панфилов, СССР
    27. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967), «Романс о влюбленных»(1974), Андрей Кончаловский, СССР
    28. «Конформист» (1970), «Ускользающая красота»( 1996), «Осажденные» (1998), Бернардо Бертолуччи, Великобритания, Франция, Италия
    29. «Скромное обаяние буржуазии», 1972, Луис Бунюэль, Франция, Испания, Италия
    30. «Калина Красная», 1974, Василий Шукшин, СССР
    31. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), «Волосы» (1979), Милош Форман, США
    32. «Восхождение», 1976, Лариса Шепитько, СССР
    33. «Раба любви», 1976, Никита Михалков, СССР
    34. «Таксист», 1976, Мартин Скорсезе, США
    35. «Древо желания», 1977, Тенгиз Абуладзе, Грузинская СССР
    36. «Проверка на дорогах», 1985, Алексей Герман-старший, СССР
    37. «Братья Блюз», 1980, Джон Лэндис, США
    38. «Вам и не снилось», 1980, Илья Фрэз, СССР
    39. «Пацаны», 1983, Динара Асанова, СССР
    40. «Чучело», 1984, Ролан Быков, СССР
    41. «Вне закона» (1986), «Ночь на земле» (1991), Джим Джармуш, США
    42. «Курьер», 1986, Карен Шахназаров, СССР
    43. «Чунгкингский экспресс» (1994), «Любовное настроение» (2000), Вонг Кар Вай, Гонконг
    44. Черная кошка, белый кот, 1998, Эмир Кустурица, Франция, Германия, СР Югославия
    45. «Кикуджиро» (1999), «Куклы» (2002), Такеси Китано, Япония
    46. «О где же ты брат», 2000, ) Джоэл и Итан Коэны, США
    47. «Амели с Монмартра», Жан-Пьер Жёне, Франция, Германия
    48. «Семейка Тененбаум» (2001), «Королевство полной луны» (2012), Уэс Андерсон, США
    49. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», 2003, Ким Ки Дук, Южная Корея, Германия
    50. «Гуд бай, Ленин!» 2003, Вольфганг Беккер, Германия
    51. «Крупная Рыба, 2003, Тим Бёртон, США
    52. «Вечное сияние чистого разума» (2004), «Наука Сна» ( 2006), Мишель Гондри, Испания, Англия, Франция
    53. «Звездная пыль», 2007, Мэттью Вон, Великобритания, США
    54. «Мост в Терабитию», 2007, Габор Чупо, США
    55. «Человек на проволоке», 2007, Джеймс Марш, Великобритания, США
    56. «Белая лента», 2010, Михаэль Ханеке, Франция, Германия, Австрия, Италия
    57. «Дэвид Бэйли: в ритме свинга», 2010, Жером де Миссо, Франция, Греция
    58. «Скотт Пилигрим против всех», 2010, Эдгар Райт, США
    59. «Шапито-шоу», 2011, Сергей Лобан, Россия
    60. «В поисках Сахарного Человека», 2012, Малик Бенджеллуль, Швеция, Великобритания
    61. «Она», 2013, Спайк Джонс, США
    62. «Медвежонок Паддингтон», Пол Кинг 2014, Великобритания, Франция, США
    63. «Фантастические твари и где они обитают», 2016, Дэвид Йейтс, США
    64. «Квадрат», 2017, Рубен Эстлунд, Швеция, Германия, Франция, Дания
    65. «Заложники», 2017, Резо Гигинеишвили, Россия, Грузия



    Справка об авторе: Эльвира Арасланова. В 2011 году закончила мастерскую кинодраматургии Дениса Викторовича Родимина в Центре Дополнительного образования во ВГИКе. В течение нескольких лет работала автором документальных фильмов в продюсерской компании “BCBG продакшн”, писала диалоги и сюжеты для сериалов. С 2014 года окончательно переехала в Барселону, и в этом же году у меня родился сын. С 2018 года стала больше времени посвящать фотографии. В прошлом году закончила годовой курс обучения по специализации “Фотография Моды” в Каталонском Институте Фотографии. Периодически работает с каналом “Матч ТВ” в качестве продюсера и корреспондента.

    С ноября 2019 года ведет киноклуб в Русском Доме в Барселоне, где проходят показы советских и российских фильмов с испанскими субтитрами. Перед каждым показом Эльвира проводит небольшую вступительную лекцию, рассказывающую об истории создания фильма и о режиссере.